Кинематограф Андрея Тарковского

04.07.2019

Текст: Виталий Кинжибеков

4 июля Синематека «Искусства кино» возвращает на экраны отреставрированную версию фильма Андрея Тарковского «Зеркало». По этому случаю рассказываем о творчестве главного русского режиссера.

Андрей Тарковский – один из величайших мастеров кино, создатель нового киноязыка, в чьем творчестве каждый раз можно находить новые грани и смыслы. В его фильмах жизнь предстает как сон, а сам мастер видит суть кинематографа как запечатленное время. Христианство, Европейская классическая культура (Бах, Брейгель, ван Эйк, Рембрандт, да Винчи), зарубежное кино (Брессон, Бергман, Куросава), литература (Достоевский, Пушкин, Толстой) – это основа творчества Андрея Тарковского.

Значение его творчества настолько велико, что если опросить рядовых граждан западных стран о том, с кем ассоциируется у них Россия, то ответом будет: Достоевский, Толстой, Тарковский.

Кинематограф Тарковского оказал очень большое влияние на развитие кинематографа и становление большинства режиссеров современности. Одним из его главных последователей можно назвать Ларса фон Триера, который постоянно цитирует своего кумира и находится в постоянном диалоге с ним.  Также Триер посвятил Тарковскому свой самый скандальный фильм «Антихрист». В 2012 году у него даже практически получилось выиграть на аукционе архив Тарковского, который сейчас находится в Ивановской области.

Перечислять всех кинематографистов, в творчестве которых виден след русского творца, практически бессмысленно, ограничимся самыми нашумевшими фильмами последних лет, чтобы понять масштаб личности русского режиссера: «Выживший» Алехандро Гансалеса Иньяррито, «Интерстеллар» Кристофера Нолана, сериал «Настоящий детектив». В России наследником Тарковского считается Александр Сокуров, а из более молодого поколения  –  Андрей Звягинцев.

Свое кино Мастер снимал долго, можно даже сказать мучительно. Так, например, «Сталкер» снимали три года, за это время фильм пересняли трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий переписывали по ходу съемок (около 20 раз).

Помимо режиссуры Тарковский занимался просветительской деятельностью: читал лекции и писал теоретические труды. Самым известным является эссе «Запечатленное время», опубликованное в журнале «Искусство кино» в 1967 году, а потом множество раз изданное в форме книги на разных языках. Этот труд имеет важное значение в творчестве режиссера, поскольку он внес в теорию кинематографа новое понимание кино, а также является одним из ключей к восприятию всего наследия Мастера. В этом эссе он размышляет о природе кино, о месте художника в мире, о красоте и моральной ответственности автора. Главным тезисом работы является то, что кино представляется как запечатленное время в своих фактических формах и проявлениях.

«Зачем люди ходят в кино? Что приводит их в темный зал, где они сидят и в течение полутора часов наблюдают игру теней на полотне? Поиск развлечения? Потребность в наркотике? Действительно, во многих странах существуют тресты и концерны развлечений, эксплуатирующие и кинематограф, и телевидение, и многие другие виды зрелищ. Но не из этого следует исходить, а из принципиальной сущности кино, связанной с человеческой потребностью в освоении и осознании мира. Я думаю, что нормальное стремление человека, идущего в кино, заключается в том, что он идет туда за временем — за потерянным ли или за необретенным доселе. Человек идет туда за жизненным опытом — потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, но при этом он его не просто обогащает, а делает длиннее, значительно длиннее, скажем так. Вот в чем действительная сила кино а не в «звездах», не в шаблонных сюжетах, не в развлекательности».

«Иваново детство»,  1962 год

Как начать знакомиться с творчеством Тарковского? Лучше всего начать с фильма «Иваново детство», который представляет собой классическую военную драму. Это история о 12-летнем разведчике, у которого война забрала детские годы его жизни.


Изначально этот фильм снимал другой режиссер, но после просмотра отснятого материала художественный совет решил, что фильм не удался. Здесь и появился Тарковский, который на оставшиеся деньги и в кратчайшие сроки полностью переснял картину с другими актерами и с другой концепцией. В итоге – «Золотой лев» Венецианского  кинофестиваля и мировая слава.

«Андрей Рублев», 1966 год

Следующей работой Тарковского стал фильм «Андрей Рублев», который рассказывает о Руси начала 15 века, когда страну раздирали княжеские междоусобицы, монголо-татарское нашествие, а народ страдал от голода и мора. В эту эпоху на Руси творил живописец Андрей Рублев. Это одна из ключевых работ Тарковского, в котором видны все его ключевые темы: борьба художника-творца между земными интересами и стремлением к Богу, духовное возвышение личности, важность «внутренней» речи человека.

 

«Солярис», 1972 год и «Сталкер», 1979 год

Для тех кто любит фантастику, у Тарковского есть «Солярис» и «Сталкер», которые в руках Мастера практически перестают ею являться и превращаются в медленные и медитативные философские притчи. «Солярис» вышел в кинотеатры в 1972 году как раз после написание труда «Запечатленное время», и именно с него Тарковский начинает использовать долгие эпизоды, в которых нет действия — для него это метафора течения времени.

«Ностальгия», 1983 год

«Ностальгия» – первый фильм Тарковского снятый не на Родине. Кино повествует о русском писателе, который приехал в Италию и исследует жизнь русского композитора. Писателю тяжело соединить в себе любовь к Италии и любовь к России отсюда и тоска, которой пронизан весь фильм. С виду этот фильм кажется невероятно автобиографичным, ведь в этот момент и сам режиссер живет в Европе и тоскует по Родине, однако его самым автобиографичным фильмом является «Зеркало».

«Зеркало», 1974 год

«Зеркало» – самый поэтичный, самый личный и самый загадочный фильм Тарковского. Это кино о попытке вспомнить детство и всю свою жизнь, чтобы найти в прошлом самое главное, потерявшееся за каждодневной обыденностью.

Фильм, по сути, является автобиографией режиссера, и в этом смысле Тарковский может показаться эгоцентричным человеком, который то и дело разбирается только со своими собственными переживаниями. Так, оператор Юсов, который до этого часто работал с Тарковским отказался снимать «Зеркало» из-за того, что его раздражает автобиографичность фильма и желание автора говорить только о самом себе. Однако, когда Тарковский говорит о самом себе, на самом деле он пытается сказать что-то понятное всем. Именно не безразличие к собственному материалу делает его фильмы шедеврами, а то, что «Зеркало» считается главным фильмом режиссера и постоянно входит в список лучших фильмов всех время это в очередной раз доказывает.

«Жертвоприношение», 1986 год

Последний фильм режиссера – «Жертвоприношение». Сам режиссер определяет фильм следующим образом: «Жертвоприношение – это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Андрей Тарковский считал, что любой художник – это слуга искусства. Если оценить всю его жизнь и его работы, то не останется сомнений в том, что он действительно принес себя в жертву искусству.

Читайте еще: