Театр для души

Количество небольших частных театров в Саратове растет с каждым годом и они, безусловно, имеют право на существование. Непрофессиональные актеры в них играют, что называется «для души» – здесь они открывают себя, борются со своими страхами, экспериментируют и иногда выживают. За их работу никто не платит, но у них есть свой зритель и тот, кто стоит за всем этим. Так что же скрывается за словом «камерный», и что привносят такие театры в культурную среду города?

Ия Воробьева, художественный руководитель театральной мастерской «Грани»: 


У театра достаточно долгая история, ему уже 20 лет. Еще в студенческие годы я открыла группу для тех, кто хочет стать актером, в ДК «Россия». В 2013 году нам пришлось отделиться – в ДК была мизерная зарплата, а на постановки выделяли копейки. Сделать все по-своему было невозможно, так что приходилось юлить, кланяться, выпрашивать деньги, в общем, чувствовать себя в унизительной позиции. 

В результате нам удалось превратиться в частный театр, потому что к тому времени я уже вела курсы, и у меня было для этого помещение. В него влезало человек 40, которые сидели друг на друге даже в самое жаркое лето. Мы работали и в огромном помещении в 700 кв.м., и в подвале. 

Но даже сейчас приходится делать так, чтобы декорации были маленькими, скручивающимися, передвижными, одним словом – удобными. Костюмы висят в проемах окон, а гримерка совмещена с рабочим кабинетом и кухней. Актеры в труппе занимаются и играют, имея при этом другую работу. Зарплата в театре совсем не большая. Раньше они получали сколько-то денег и здесь, но когда театр взял кредит, они все согласились на него в пользу своей зарплаты. Больше всего уходит на аренду – еще Станиславский говорил, что театр начнет приносить прибыль, когда у него будет собственное помещение. 

Мы также проводим курсы актерского мастерства – на них приходят совершенно разные люди. В основном, конечно, студенты, но иногда и рабочие, и пенсионеры. Они приходят, потому что когда-то не воплотили свою мечту или понимают, что остановились в развитии, и им нужно попробовать что-то новое. Ведь театр – синтетическое место. Здесь можно научиться еще и рисовать, и строгать, и шить. 

Театр «Грани» работает по методике Михаила Чехова: с энергиями, ощущениями, чувствами. Мы пытаемся больше работать с образами, ассоциациями, уходить от натурализма даже в бытовых сюжетах. К нам следует приходить за чувством сопричастности, сопереживанием, за смехом и страхом одновременно. Сейчас наш зритель всегда разный, он постоянно меняется, как и его возраст. Это удивительно. Люди приходят на определенных авторов и задерживаются у нас надолго. 

Алина Бондарь, главный режиссер и основатель альтернативного психологического театра «Аффект»:


Мы выросли из кружка-студии в Дворце творчества детей и молодежи. Юные актеры, даже поступив на другие специальности, сохранили желание творить, театр оставался для них важным и приятным делом. Но вот темы им хотелось брать уже более взрослые. Затем к нам пожелали присоединиться и мои студенты из Саратовского областного колледжа искусств. Я и сама всегда мечтала о театре, хотя никогда не представляла, как нужно управлять своим делом. Можно сказать, что в тот момент просто сложились звезды – появились люди, которые готовы были помочь и морально, и физически. 

Нам удалось начать работать без стартового капитала, буквально за месяц мы сделали ремонт и поставили первый спектакль «Медея». Сейчас для меня театр – это все. Мне нравится и репетиционный процесс, и сами выступления, когда по реакции понимаешь, что получилось, а что нет. 

Первый год был, конечно, тяжелый. Приходилось работать в минус, с огромными долгами. Все собственные деньги я вкладывала в театр. Теперь мы работаем «в ноль»: актеры и режиссеры ничего не зарабатывают, все уходит на налоги и аренду зала. Но с другой стороны, театр, который нацелен только на получение кассы, обречен на бесплодие. 

Труппа состоит преимущественно из любителей. Мне хочется делиться опытом. Первые полгода человек обычно просто занимается, а потом он может попасть в режиссерскую лабораторию, если у него есть свои идеи и желание. Ну а играть начинают не все сразу, потому что в репертуарные спектакли я беру, только если вижу, что человек подходит под роль. 

В основе театра лежит концепция обостренных событий, в которые попадают наши герои. В них есть внутренний конфликт, они стоят перед выбором, совершить хороший или плохой поступок. Очень важно, чтобы процесс, который протекает на сцене, передавал что-то зрителю. Поэтому мы прибегаем к драме, к психологическим пьесам, чтобы потрясать, удивлять и воодушевлять зрителя. Еще Аристотель говорил, что театр должен рождать катарсис. Поэтому миссия театра в исправлении людей. И только через потрясение можно исправить человека. Я думаю, что наша аудитория готова к сильным эмоциям.

Текст: Мария Маслова
Фото 1: Ольга Кочедыкова
Фото 2: личный архив театра «Аффект»

Читайте также

Подборка Human

Когда чувства можно обнять

Многим знакома ситуация, когда подаренный на свидании букет…

Самые популярные новогодние направления: Москва, Сочи, неожиданно — Крым

Если вы еще не решили, куда полететь в новогодние…

Рядом с «Семеном» установили трамвайный столб начала XX века. Назвали Валерой

Крашеный черный столб, вдруг появившийся около трамвая Семена…

Еда / 13.11.2018
Когда готовить некогда: меню правильного питания и как заказать домой

Правильное и сбалансированное питание — это не так…

Истории / 12.11.2018
Саша Шаляпин — о выкриках из зала, импровизации и Саратовской публике

«Я по жизни всегда топил за творчество. За…