Сослан в глушь

Молодой театральный режиссер из Узбекистана, участник мировых театральных фестивалей, номинант премии «Золотая маска». Талгат Баталов уже давно закоренелый москвич, хотя и там бывает нечасто: работа бесконечно ссылает в разные города нашей необъятной. Последние пару месяцев режиссер провел в Саратове, работая над спектаклем, приуроченным к столетию ТЮЗа им. Киселева. Тут мы Талгата и поймали: съемки, репетиции, закулисье, ночные скитания по барам и беседы по душам – о театре и немного о личном.

Если верить дате совместной фотографии редакции и режиссера, мы с Талгатом познакомились 9 августа, он пришел в офис HUMAN в качестве приглашенного гостя. Мы тогда еще шутили между собой, что впервые нам пришлось «прогуглить» нашего героя перед встречей (поверьте, про Талгата есть что почитать в Интернете). Встреча прошла довольно официально, ведущими слышались в основном лишь два голоса, говорили только о театре. Пока картина прорисовалась нечеткой: кто такой Талгат Баталов вне страниц Сети, считывалось смутно.
 


Уже через два дня я, Талгат и главный редактор журнала сидели в Irish Pub с накинутыми на плечи пледами, и темы лились бурной хмельной рекой. Талгат рассказывал, как, почему и когда эмигрировал в Россию. «Тогда в Узбекистане была непростая ситуация со свободой в общем и с искусством в частности. Художественного руководителя театра, в котором я работал, убили в подъезде собственного дома. Постоянно случались неприятные истории с вызовом службы нацбезопасности после участия в выставках современного искусства. Я просто собрал чемодан, купил билет и уехал». Речь идет о событиях двенадцатилетней давности.

Сейчас у Талгата есть российское гражданство с привычной нашему глазу бордово-малиновой корочкой. А старый и просроченный зеленый паспорт он показал всем в спектакле «Узбек», который принес режиссеру не только известность, но и номинацию на премию «Золотая маска». Документальный стендап (так Талгат сам «окрестил» жанр постановки), созданный в рамках лаборатории «Документальный театр и права меньшинств», рассказывал об эмиграции. Режиссер и главный (единственный) актер «Узбека» – сам Талгат Баталов. «Нельзя сказать, чтобы в нем я был каким-то отдельным театральным персонажем. Это просто я и моя история», – делится он. Поводом для разработки эскиза этого спектакля стало то, что режиссер увидел в России, а именно отношение людей к приезжим из Центральной Азии. Он, как некий проводник, рассказал о своем опыте получения гражданства другой страны, об Узбекистане, о первых годах жизни в Москве. И попал в точку. Зрителей это тронуло. «После спектакля мне говорили фразы вроде: «Я москвичка и теперь буду здороваться с дворником». А кто-то заходил в Википедию и узнавал, что Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан — не одно и то же. Это странно. Я знаю, что
мы жили в одном Союзе, а здесь этого и не помнят». Успех «Узбека» донесся и до самого Узбекистана, в то время переживавшего трудные времена. Тогда Талгату мягко намекнули, что лучше в Ташкент ему не возвращаться.

Я задаю вопрос о том, как в театральной среде относятся к молодым режиссерам. «Понятно, что у администрации конкурсов может быть предвзятое отношение, потому что взрослые режиссеры – это гарантированное и понятное качество. Многие боятся, что ты будешь экспериментировать. Но если говорить глобально, то я не замечал какого-то особого отношения». Но тут Талгат явно лукавит. Новое молодое поколение дизайнеров, художников, актеров и режиссеров в последнее время серьезно волнует
общественность. Модные медиа пристально следят, чем они живут, во что одеваются, о чем рассуждают. Всем хочется их «нового» слова, дерзкой мысли, раскованности в конце концов. Особенно если мы говорим о театре: сегодня простой любитель пишет о нем чаще, чем критики. Талгат Баталов, к примеру, неоднократно в разных амплуа появлялся в SNC, Esquire, Numéro, ему посвящен не один сюжет канала «Культура», а количество новостных заметок на информационных порталах я и вовсе не отважилась считать.

У Талгата звонит телефон, и он отходит на 10 минут. Вернувшись, он немного виновато улыбается: «Извините, работа». А время уже – почти час ночи. Через несколько недель сумасшедший график режиссера заставил нашу команду проводить съемку для этой статьи и некоторых материалов на сайт в 11 вечера. Постоянные репетиции, гастроли, перелеты, командировки… Жизнь театрального человека пропитана ими и буквально не оставляет шансов на личное, на полноценный отдых, даже на домашнее животное (куда уж): дома в Москве Талгат проводит от силы пару месяцев в году, любимую кошку пришлось отдать друзьям.

4 октября в саратовском ТЮЗе им. Киселева состоялась премьера «Перехода» – документальной пьесы, посвященной столетию театра и его закулисной жизни. «Чтобы написать сценарий, мы с Мариной (прим. ред. – драматург Марина Крапивина) перевернули весь архив, взяли интервью у многих работников театра. Это вся история ТЮЗа, все сто лет». В день показа спектакля зал был полон. Про такое обычно выпускники журфаков напишут: «Спектакль N произвел полный фурор – зрители смеялись и плакали вместе с актерами», для объема и красного словца. На «Переходе» все плакали и смеялись по-настоящему. И я в том числе. Молодой режиссер сделал пьесу совершенно не похожей на обычный репертуар театра. Широкий спектр визуала, раскрепощенные артисты, сочетание классической театральной школы с современным техническим оформлением, «живая» документация, нелинейный сюжет и действие, происходящее в четырех плоскостях, – для саратовского ТЮЗа все это выглядело дерзко. Удивительно, как сюжеты, антураж и декорации (а вместе с ними и эпохи) менялись будто бы сами собой, без «стыков»: одна картинка плавно перетекала в следующую. Я внимательно наблюдала за реакциями людей старшего поколения, сидевших в поле моего зрения, чтобы удостовериться – они понимают, им нравится. Главный режиссер и художественный руководитель ТЮЗа пригласили Талгата Баталова, доверились его видению и «вручили» к работе очень важный день в их театральной жизни – юбилей и все сто лет в довесок. Не прогадали. На сцене произошел идеальный симбиоз старой школы, вековой истории и людей, творивших ее, с молодыми актерами, смелыми режиссерскими решениями, юмором и Талгатом Баталовым.

 

 


Текст: Мария Сальвассер
Фото: Юрий Гузеев

Читайте также

Подборка Human

Когда чувства можно обнять

Многим знакома ситуация, когда подаренный на свидании букет…

Самые популярные новогодние направления: Москва, Сочи, неожиданно — Крым

Если вы еще не решили, куда полететь в новогодние…

Рядом с «Семеном» установили трамвайный столб начала XX века. Назвали Валерой

Крашеный черный столб, вдруг появившийся около трамвая Семена…

Еда / 13.11.2018
Когда готовить некогда: меню правильного питания и как заказать домой

Правильное и сбалансированное питание — это не так…

Истории / 12.11.2018
Саша Шаляпин — о выкриках из зала, импровизации и Саратовской публике

«Я по жизни всегда топил за творчество. За…