Симулируя, несу я миру

«Мир. Он проносится перед твоими глазами. Ты наслаждаешься путешествиями, в которых не был. Следишь за жизнью незнакомых тебе людей. Делишься не своими историями. И веришь всему, что находишь. Это мир на экране, в котором ты, я, мы живем каждый день. Посмотри на себя в отражение…» 

Фрагмент из рекламного ролика проекта «Фотографии сбываются»

Выдвижение Ксении Анатольевны Собчак в качестве претендента на пост президента страны повергло граждан Федерации в пучину обсуждений, насколько подобное может быть правдой. В государстве с гордым названием Россия последнее время все чаще ставится под сомнение все, что бы ни происходило. Приносишь ты сумку с проявившимся браком обратно в магазин, администратор обязательно должен убедиться, что это не вранье. Говоришь ты коллеге, что не со зла позабыл чествовать его заслуги на официальном корпоративном уровне — тоже, стало быть, врешь, хотя раньше не был в этом замечен. Но ключевое — ты не был замечен. Признаемся, что подозрения со стороны разных людей друг к другу имеют под собой порочную почву. И мы-то себя знаем — мы все врем. Возвращаясь к новости на политическом поле, замечу, долгое время федеральные и другие власти изображают благополучие и принимают нескончаемые меры по увеличению его градуса. Мы же корчимся в фальшивой игре, что верим этому. Нам наврали про Прохорова, многим кажется, что и про Навального врут, и что же теперь «делать» с Собчак? Не верить. Около десяти лет (по некоторым данным более двух десятков) существует термин «постправда» — обстоятельства, при которых объективные факты имеют меньшее влияние на общественное мнение, нежели эмоциональная составляющая. Слово было активизировано в мировом медиапространстве, когда в США на выборах президента победил Дональд Трамп. В нашей стране, при фактической несменяемости власти, определение также прочно вошло в обиход, синхронно с избранием большого американского босса. Так уж совпало. С новой волной политических сюрпризов в преддверии марта 2018-го, а также со всеми «алаверды» на тему Собчак со стороны Чичваркина (сосланный бизнесмен записал видеообращение, в котором угрожает отправлением теледивы на *** в случае ее выдвижения на большой пост), Дудя (блогер заявил, что этот шаг Собчак, пожалуй, самый «стремный» из возможных), Рынски (язвительная персона в очень неприличном ключе многократно высказывала мнение о новой ипостаси Собчак), «постправду» очень хочется заменить на «сюрреализм» (а лучше просто — «сюр», очень подходит). Сюда же — интервью с Ксенией Анатольевной на телеканале «Дождь», которое взяла… сама Ксения Анатольевна. Все зазеркалье в «Алисе» плачет вместе с Льюисом Кэрролом. 

Все чаще из закромов словарного запаса выныривает еще один термин нашего времени — «симулякр». Замечательное слово, подходящее для описания многих современных процессов — от постмодернистского искусства до виртуальной реальности и денег. Ближе всего к нашей действительности, пожалуй, подходят идеи французских философов середины 20-го века: Жоржа Батая, Жиля Делеза и Жана Бодийяра (я не умничаю и не бравирую своими знаниями, все эти фамилии нашла, пытаясь разобраться в понятиях). Приблизительно в это время под микроскоп социальной психологии попадают гедонистические настроения в обществе. Ранее неколебимые устои ставятся под вопрос техническим прогрессом, сексуальной революцией и первой волной феминизма, и на сцену выходят задавленные физиологические потребности и тайны подсознания. Неудивительно, что страна высокой моды, хорошего вина и страстного поцелуя стала главным местом развития мысли об имитации действительности. Великолепен в своей смелой концепции Делез. Он предложил идею, что человек и есть симулякр. По версии философа, после грехопадения земные двуногие утратили «подобие» богу и оставили за собой только образ. Тем и полностью оправдывают использование термина в свой адрес. Бодийяр же определил главное свойство симулякра в способности маскировать отсутствие настоящей реальности. Мне видится, это очень сильно на что-то похожим. Да, на современный мир. Вспоминается сериал «Карточный домик», где отлично продемонстрировано, как власть симулирует власть, оппозиция — протест, а масс-медиа добавляют своих специй, изображая постоянное общение с народом через повестку дня, которая не имеет смысла.

Вспомнить «Карточный домик» и не вспомнить гениального Кевина Спейси невозможно. Каминг-аут знаменитого актера стал продолжением вереницы ошеломительных сообщений от представителей сверкающего бриллиантами Голливуда. Чего только стоят обвинения в домогательствах от обожаемых миром актрис Пелтроу, Джоли, Робертс и других в адрес Харви Вайнштейна. Этот экшн вокруг знаменитого продюсера можно считать самым ярким примером симулякра. Стоит лишь проследить историю благодарностей от номинантов и награжденных премией «Оскар», озвученных на церемонии: пожалуй, больше всего «спасибо» были сказаны в адрес печально известного, ныне озабоченного Вайнштейна. Тонны лестных слов сейчас вспоминать уже невыгодно, хотя, по сути, сцена одна. Сообщество актеров, ранее публично восхищавшихся талантами старины Харви и его умением поддержать в трудную минуту, ныне делают вид, что этого не было. Но это было. Еще «вчера». «Вчера» же были и домогательства сексуального характера, факт которых только сейчас все разом решили обнародовать. Так которая из «правд» имеет большее отношение к действительности? 

Симулировать умеют не только профессионалы сферы шоу, но и простые люди. Мы стали рабами необъяснимого желания хорошо выглядеть с лицом «it’s ok». Face of depression — не самое приятное явление-воспоминание уходящего года, флешмоб, который прогремел в интернете осенью. Его суть заключалась в том, что друзья и родные людей из разных стран решили опровергнуть предположение, что депрессия очевидна, и что достаточно быть просто повнимательнее к ближнему своему. Участники face of depression публиковали фото людей, ушедших из жизни по своей воле, за несколько месяцев, недель, дней и даже минут до фатального исхода. Серия публикаций в сети демонстрировала, что люди в депрессии могут выглядеть вполне счастливыми и спокойными. Эта, с позволения сказать, акция стала доказательством искусной и привычной маскировки в современном мире.

Изображение глубокого смысла в искусстве при отсутствии оного — просто бич нашего времени. В этом году самым нашумевшим отечественным фильмом стала, на мой взгляд, самая слабая картина — «Матильда». Зритель бегом отправился на премьеру поддержать режиссера Учителя, не зря же он столько вытерпел от депутата Государственной Думы Натальи Поклонской. И что-то тут оказалось не так. Все, что было вокруг проката в его преддверии, показалось ложью. Враньем показались протесты тех, кто против, неправдой — стойкость режиссера картины перед натиском недругов, да и недруги-то — те, кто ленту не видел. Искусственным, чем-то пластиковым показалась и сама картина, и игра актеров в последствии. В мире медиа ведущих, которые не могут сами писать сценарии программ, пренебрежительно называют «говорящими головами». Что-то подобное напрашивается и при наблюдении за бессодержательным кино, имеющим внушительную форму в виде шумного пиара.

«Ложь — это одно из правил, установленных в обществе,» — как-то заявил мне друг. Николай высказался на эту тему во время одной из наших встреч, когда я поведала ему о новой (старой) теме для размышлений. «Человек либо в курсе этого правила, либо нет. И от этого зависит его эффективность в конкретном социуме: насколько быстро человек сможет двигаться по карьерной лестнице, получать, что хочет и т.д. От понимания негласного закона зависит и способность к распознаванию кода, необходимого для встраивания в реальность».

Люди в принципе не похожи на то, что они чувствуют. Вместо «я хочу тебя видеть», мы изображаем равнодушие, вместо «мне хочется просто секса», мы изображаем любовь, вместо «я хочу любви» мы делаем вид, что кроме секса ничего не надо. В корпоративном мире работодатель боится признаться, что нуждается в сотруднике, сотрудник боится признаться, что ему не нужен такой работодатель. Друзья поддерживают связь, не нуждаясь друг в друге и не получая ничего от «дружеской» связи. 

Откуда в нас привычка постоянно скрывать что-то о себе и изображать «порядок»? На одном из интервью художника Александра Дроздина я услышала: «Я просыпаюсь счастливым человеком, просто от осознания, кто я такой». И я считаю это едва ли не залогом следующего уровня правды, который может стать прочным фундаментом для надежных отношений в социуме и в частной жизни — осознание того, кто ты такой, честно. Опасны плодящиеся симулякры тем же, чем и множащиеся дилетанты. В конечном счете, они становятся реальнее самой реальности — и из этого возникает гиперреальность, то есть, замкнутая на самой себе среда, которая уже никак не соотносится с объективной действительностью. Мир, где правдоподобно изображенная фантазия становится тождественна реальности. И чтобы в завершение как-то прокачать новогоднюю тему — надеюсь, существование Деда Мороза ни у кого уже не вызывает сомнений. Он-то живет в Великом Устюге, настоящий. 

Текст: Татьяна Кожокару

Читайте также

Подборка Human

Лекция ГЦСИ в «Искре»

18 января в «Искре» стартовал курс лекций по современному…

ProfSoft открывает школу мобильной разработки

Если вы – старшеклассник или студент, обладаете базовыми навыками навыками программирования…

Организаторы TEDxGagarinaSt запустили сайт мероприятия

18 января состоялось открытие официального сайта мероприятия TEDxGagarinaSt…

Интерьер / 19.01.2018
Eclectic Studio

Салон интерьерного декорирования Eclectic Studio представляет последние новинки…

Партнеры / 19.01.2018
Travel Expert

Интеллектуальный отдых — новый сегмент рынка туристических услуг,…

Партнеры / 19.01.2018
LUSIO

Европейская компания Lusio изготавливает элегантную одежду для утонченных леди,…