Городское пространство, дизайн-код и хронотопы

В свете изменений, которые Саратов переживает в последнее время, тема городской среды горяча как никогда. Мы решили не оставаться на обочине дискуссий и пригласили на беседу Виталия Кудрявцева, почетного архитектора России, доцента, заведующего кафедрой «Дизайн  архитектурной среды» СГТУ.

-Правка-4

У вас за плечами немалый багаж всевозможных проектов, от интерьеров до общественных пространств. Есть ли среди них для вас особенно любимые и значимые?

Думаю, все мои работы значимы для меня в той или иной мере. «IL Патио», ресторан SOHO (часть декорирования интерьеров там делали москвичи, но объемно-пространственная композиция и общее решение — наши), реконструкция «Детского мира», торговый комплекс «Москва», бар «Пивной завод»… Их много, но, пожалуй, самым запоминающимся для меня стал один из моих самых первых объектов — ресторан «Мандарин». Ему, наверное, уже лет 17.

Правда, что специально для разработки дизайна «Мандарина» вы ездили в Китай?

Да. И эта поездка, безусловно, отразилась на моем мировоззрении. Мы делали ресторан в китайском стиле, и нам хотелось, чтобы это было не просто воспроизведение каких-то примеров. Мы хотели понять сущность. И спасибо заказчику, что он на это пошел. Вообще, понимание сущности является определяющим в работе с любым объектом. Если ты вник в тему, идею и хоть чуть-чуть себе ее присвоил, тогда будет нужный результат. А чисто внешнее ползанье по поверхности — это все «блестяшки» на один-два дня, и объектом они будут отторгаться. В Китае мы увидели выдающиеся памятники архитектуры, по-настоящему прочувствовали их и после уже с каким-то основанием приступили к реализации проекта ресторана. Было очень приятно, когда на открытие приехали китайцы и сказали: «Нет, это не похоже. Это как в Китае». Это была высшая похвала.

Наверное, по такому же принципу погружения в сущность должны формироваться и городские пространства?

Общественное пространство — это городской интерьер, поэтому он просто не может быть вырван из контекста городской среды. Я в свое время писал диссертацию «Историко-архитектурное наследие XIX–XX веков и вопросы его современного использования на примере Саратова» и много занимался изучением истории города и его архитектуры. Для меня это стало мощным подспорьем для работы в среде. Когда знаешь все принципы, особенности, проявления в цвете, в деталях, проекты становятся по-настоящему осознанными. Я работаю по этому принципу и всегда стараюсь донести его до своих студентов. Еще один немаловажный фактор в обращении с городской средой, и он касается не только архитекторов, но и горожан, — это попытка понять и присвоить себе это пространство. Когда оно станет твоим, любимым, обожаемым, которое ты понимаешь и чувствуешь, ты перестанешь относиться к нему как к чужому. Возьмем в пример проспект Кирова. Он был первой в России пешеходной зоной, которой Саратов может и должен гордиться. Он появился раньше Старого Арбата и был удостоен премии. И когда мы работали над созданием второй очереди, то сразу сказали, что не надо повторять Проспект. У улицы Волжской совсем другая история. Здесь была граница города XVIII и XIX веков, и именно эта идея границы была заложена в проекте новой пешеходной зоны. Благоустройство XIX века по большей части сохранилось во дворах улицы. Там использовался белый камень. И мы предложили использовать белую плитку. А для проезжей части — серый асфальт, так как раньше проезжая часть была выложена серым булыжником. Также были зарезервированы места под новые арт-объекты. На мой взгляд, прописать все заранее в исторической среде неправильно, это живой процесс, и здесь появится то, что должно появиться.

А о новой привокзальной площади что скажете? Вопрос очень спорный, как раз к разговору о вырванности из контекста.

Ну знаете, она еще не сделана. Это тестовый проект, и к нему, конечно, есть куча вопросов. Например, один из них — зона отдыха, на которой в летнее время невозможно сидеть под палящими лучами, ровно как и в дождливую погоду. Нет ни навесов, ни крыш. Это требует корректировки. Следующее: при остановках зафиксированы павильоны тоже с крохотными навесами. Но на то он и тестовый режим, чтобы отработать и учесть все недостатки. Как говорится, были бы кости — мясо нарастет. Проектировщики собирают отзывы, и это хорошо, такие процессы всегда должны идти во взаимном обмене. Главное, что у архитекторов нет былого снобизма «мы знаем, что вам надо», эти времена уже прошли.

Вам не кажется, что у жителей Саратова просто нет ощущения или понимания, что город принадлежит им? Отсюда и все негативные отзывы.

Да, это на самом деле проблема. И она общая как для проектировщиков, так и для горожан. Но знаете, все равно для меня это странно. К нам часто приезжают люди из
других городов, и они нам говорят о том, как красив и интересен наш город. А мы все критикуем. Один из известных проектировщиков сказал, что сейчас, в XXI веке, не надо
проводить грандиозные реконструктивные мероприятия, важно сделать нормальную среду, которой люди могли бы гордиться и в которой могли бы комфортно жить. Мне
кажется, что прослойка горожан, которым нравится наш город, растет. И наша задача – продолжать над этим работать.

Что вы думаете о новом дизайн-коде города, разработанном «Стрелкой»? Какие перспективы ждут этот проект?

У меня есть фотографии Саратова конца 90-х годов, и как вы понимаете, там этой жуткой рекламы нет. Город смотрелся очень органично. Потом улицы заполонил визуальный шум, который дал совершенно обратный эффект. И то, что сейчас в значительной степени очистили много фасадов, не может не радовать. Но этот дизайн-код не дол-
жен быть супер зарегламентированным. Наверное, есть ситуации, когда сам объект может подразумевать, что здесь можно сделать чуть-чуть по-другому. Главная задача дизайн-кода — не испортить историческую архитектуру, чтобы все эти вывески носили вспомогательное значение. Но, на мой взгляд, достичь этого можно не столь прямолинейно. Иногда возможны и другие ходы. И в Москве, и в Питере все эти вещи функционируют очень успешно. Поэтому я думаю, у существующего на данный момент
дизайн-кода Саратова будут корректировки.

Кстати, тоже интересный момент: в столице уже довольно давно ввели дизайн-код, определенные запреты на рекламу, и это прекрасно работает. Почему же мы в Саратове так долго к этому шли?

На самом деле все это уже давно разрабатывалось у нас. Просто нужно было определенное стечение обстоятельств: когда имеющиеся разработки совпадают с политической волей, получается результат. У нас были силы, у разработчиков — идея, сверху — средства. Так появилась пешеходная зона, так появился дизайн-код города, так рождаются все городские проекты. Самое интересное, что это не могло случиться в какое-то другое время. Город живет по своим законам, его развитие циклично и переживает некие синусоиды. И, например, всплеск строительства первой пешеходной зоны укладывается в определенный временной период. Строительство новой совпало с началом нового периода. И такие хронотопы очень ярко прослеживаются в истории города. Если время пришло именно сейчас, значит, раньше это было просто невозможно.

Интервью: Анастасия Половайкина
Фото:  Юрий Пономарев

 

Читайте также

Подборка Human

Похороны тайм-менеджмента

Работоспособность —  такой же значимый ресурс, как и деньги. Часы…

Eat Film Festival в Москве

Обо всем самом ярком, важном, что есть сейчас в…

ЖАРА fest в «Бодром водном»

    Большой ежегодный фестиваль ЖАРА fest  создан…

Бизнес / 16.07.2018
Start Up: школа хорошей стрижки «Геометрика»

ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ОТКРЫТЬ ШКОЛУ СТРИЖКИ МНЕ ПОМОГЛИ САМИ…

Время умных решений

25 мая в загородной резиденции мебельной фабрики «Мария»…

Стиль / 16.07.2018
S A L E: что купить на распродаже этим летом

Для одних лето – начало отпуска, для других…