Галерея, чтения и танцы: как живет Дом работников искусств

15.03.2019

Текст: Варвара Серова
Герои материала: Дарья Кумакова, Александр Авдеев
Фото: Елизавета Фролова, архив Дома работников искусств


Дом работников искусств занимает теперь серое трехэтажное здание на Соборной напротив «Липок», всем известное как Дом офицеров. Название довольно абстрактное, а внешний вид и не подразумевает того, что внутри на потолках развешаны чудаковатые инсталляции, в кабинетах собираются ридинг-группы, а раз в месяц здесь дают балы с (хорошо подготовленными) дамами и кавалерами. 

Саратовский Областной Дом Работников искусств переехал сюда не так давно — три года назад. Сначала они размещались в доме ученых — там проводила круглые столы местная профессура. Со временем стали подтягиваться и просто заинтересованные люди: они организовывали выставки, лектории, концерты, собирали творческие кружки. Места стало не хватать, и тогда правительство отдало в их руки нынешнее здание у «Липок».

На проходной — полноватый дедушка с добрыми глазами объяснил, как найти Дарью Кумакову, руководителя нескольких направлений «Дома», записал мое имя в журнал, и я отправилась на поиски.

Поднимаясь по широкой каменной лестнице, я была уверена, что в одной из комнат обязательно сидят женщины в меховых шапках и платках на партийном собрании. Изнутри «Дом» выглядит как типичный ДК – историческое здание девятнадцатого века с каменными колоннами и потрескавшейся лепниной под потолком. На втором этаже пришлось вернуться в современность, когда я оказалась в офисе, где и застала Дарью.

Она предложила поговорить в галерее, и, преодолев всего пару коридоров, мы вошли в огромный зал, стены которого яркими пятнами украшали картины в стиле абстракционизма. Мы расположились на мягком диванчике и, пока я осматривалась, Дарья рассказала мне немного о Доме работников искусств и его нынешнем здании. В полуторавековой истории нашлось место и для Купеческого клуба, и для Коммерческого собрания. Руководители последнего уже тогда начали устраивать там балы, маскарады, на площадке проводились концерты ведущих музыкантов страны. Коммерческое собрание сменил Народный дом со своими политическими и общественными мероприятиями, и только в 1932 году здание стало Домом офицеров.

Представить здесь настоящий бал оказалось простой задачей: большие залы, которые изначально были единым пространством без перегородок, огромные окна, паркет, откликающийся скрипом на каждый шаг проходящего мимо нас мужчины, высокие потолки с лепными потолочными фризами – и танцевальные пары уже кружат перед глазами. И неспроста.

Когда я заинтересовалась темой балов, оказалось, что они здесь до сих пор проводятся. Подробнее об этом мне рассказал один из их организаторов Александр Авдеев.
 

Александр Авдееев, организатор


«Перед балом происходит подготовка зала – убирается все лишнее, расставляются банкетки, оформляются фотозоны, собирается фуршет. За несколько месяцев необходимо пошить себе костюм в стиле соответствующей эпохи – это обязательное условие, чтобы попасть на мероприятие. Разумеется, участники должны знать основы этикета и выучить танцы. Распорядитель руководит ходом всего бала – устанавливает последовательность па, перерывы между отделениями, которых, как правило, три или четыре. Он же дает команды оркестру, ведь все действо происходит под живую музыку! Мы стараемся стилизовать каждую мелочь, чтобы создать ту неповторимую атмосферу ушедшей эпохи».
 

Но окунуться в мир возвышенного и прекрасного можно не только посетив галерею или бал. В ходе разговора выяснилось, что Дарья ведет здесь ридинг-группы о современном искусстве. Для лучшего понимания мы сразу же отправились в другой зал. 

Кое-где на стульчиках сидели бабушки, видимо, ждали внуков с занятий. А над их головами, на стенах висят детские рисунки. Тут и домики, и мамы, и цветы, повсюду и в хаотичном порядке. 

В небольшой комнатке с несколькими столами, детские аппликациями и рисунками на стенах, проходят занятия по современному искусству. Вокруг нас — какой-то творческий беспорядок, в атмосфере которого обсуждаются сложные темы литературы и философии, рождается понимание авангардизма и постмодернизма. 

 

Дарья Кумакова, руководитель ридинг-группы, организатор


«Это не просто лекция. Скорее, это семинарское занятие. Чтобы действительно понимать искусство, необходимо смотреть на него в развитии. Для этого мы делим XX век на периоды и читаем тексты, посвященные каждому из них. После этого начинается обсуждение, мы делимся мыслями и поясняем непонятное. Таким образом, происходит живое общение, и каждый получает отклик на свою точку зрения или ответ на вопрос».
 

Помимо довольно сложной, на первый взгляд, планировки, «Дом» славится своим умением трансформироваться. Еще вчера это был просто коридор, а уже сегодня над лестничными пролетами на бельевых веревках свисают белые рубашки, перила перемотаны бинтом, на стенах — липовые карты пациентов, а на одной из лестничных площадок на ярко-голубом столе вам готовы сделать операцию по имплантации критического мышления или вживлению тонкого понимания современного искусства. Если вы оказались тут случайно, то будете в полной уверенности, что Дом работников искусств открыл отделение психиатрической клиники. На самом же деле это Галерея ИМХО устроила тут очередную выставку — на этот раз, с двусмысленным названием «Кого ты лечишь?». К сожалению, увидеть ее уже не удастся, но наверняка организаторы готовят для нас что-то еще более странное и говорящее.
 

Люди «Дома» буквально живут в его обшарпанных стенах, и предпочитают не приглашать посторонних. Сюда приходят за советом начинающие художники и фотографы. Здесь танцуют, поют, пишут, читают стихи, творят и создают атмосферу, которой вряд ли есть место снаружи. Жизнь здесь со всеми ее составляющими — это некий перформанс, в пространстве, где можно находиться в непосредственном контакте с современным искусством.

Читайте еще: