Выставляя лучшее

Зачем в конце января отправляться в Париж? Дизайнерские выставки и неделя высокой моды, капсульные коллекции и новые коллаборации, секретные локации, которые ждут блогеров со всего мира. На несколько дней столица Франции превращается в кипящий котел идей и новых трендов. Eclectic.cloud убедился, что поездка в Париж в самый разгар зимы, пусть и европейской, – это не только прекрасное путешествие, но и обильная пища для ума.

Концепция выставок в главных мировых столицах окончательно сформировалась, и, судя по наплыву людей из разных сфер деятельности, пользуется большой популярностью. Мероприятия рассредоточены по всему центру города и позволяют издателям презентовать новые коллекции в своих шоу-румах или необычных локациях, а гостям заодно знакомиться с достопримечательностями. В это же время к делу подключаются учреждения культуры со своими тематическими выставками. Музей декоративного искусства в Париже, например, презентовал в прошлом году подлинные артефакты Баухаус специально в дни проведения выставки Paris Deco Off.

Параллельно в январе прошла Неделя высокой моды. В фешн-индустрии, как и в мире дизайна интерьеров, между брендами происходит соревнование площадок. Так, новая коллекция Hermès была представлена в доминиканском монастыре XVII века, Chanel – в Гран-Пале, а после показа Christian Dior гости поехали в музей Родена на бал-маскарад. На входе стояли шахматные фигуры, а официанты ходили в образах с полотен Рене Магритта. На бал можно было попасть только в карнавальной маске. Среди гостей – как актрисы, модельеры, певцы, так и представители высокого дизайна, такие как декоратор Венсан Дарре, известный сотрудничеством с Карлом Лагерфельдом для Chanel и работой над интерьерами модного дома Schiaparelli на Вандомской площади. 

Парадокс: несмотря на то, что интерьерная тема находится дальше от потребителя, чем фешн-индустрия, дизайнерские выставки открыты для всех ценителей, в отличие от модных показов. В шоу-рум любого бренда может попасть практически кто угодно. Например, в еще одной секретной локации гости итальянского трендсеттера Dimore Studio могли увидеть, как Бритт Моран увлекает посетителей в свой новый мир.

Открытость выставок позволяет превращать поход на них в оригинальный квест для инстаграма. На эти несколько дней новая элита – блогеры – становятся желанными гостями шоу-румов. Венсан Грегуар, куратор из трендового агентства NellyRodi, создатель Inspirations Space и Cafe-Bookstore, называет это явление шоурумизацией и уверен, что «новое поколение информированных потребителей восстанавливает свои права и утверждает свой статус как неотъемлемого партнера бренда». С появлением инстаграма потребители сами становятся трендсеттерами, влияя на тенденции рынка. Всякий раз, когда они делятся своими находками и демонстрируют последние покупки, они в каком-то смысле играют роли арт-директоров, дизайнеров, архитекторов, экспертов по визуальным коммуникациям и даже амбассадоров брендов. Любой человек может взять на себя функции шоу- рума, сам становясь, по сути, шоу-румом. Помните, Пелевин в «Generation П» писал про вау-импульсы, когда человек становится ретранслятором телевизора? Можно сказать, что нынешний homo sapiens, вооруженный смартфоном, в какой-то мере научился жить в симбиозе с программой передач и стал самостоятельным каналом, публично осмысляющим увиденное. Более того, наблюдатель отчасти становится важнее наблюдаемого, так как от того, как он преподнесет информацию, зависит восприятие транслируемого.

Сам формат сподвигает на это: новые коллекции только-только родились, у них еще нет истории. Зрителю хочется стать соавтором, по-своему считать мотивы и провести для себя аналогию с другими новинками, найти параллели там, где, возможно, их не замечали сами издатели. Спустя полгода мы увидим результат этих «подсматриваний» в новых коллекциях.

Прочувствовав этот процесс, Maison&Objet заранее назвал своей главной темой шоу-рум, а многие специалисты поспешили окрестить главным трендом 2018 года индивидуальные интерьеры. Не забывают в 2018-м и про историю. И если Dior делает оммаж сюрреалистическому балу 1972 года, то в свежих интерьерах спокойно будут переплетаться бохо-шик, венский сецессион и идеи Этторе Соттсасс, которому в прошлом году исполнилось бы 100 лет. Так как мы стремимся к ярким впечатлениям, то получаем еще один глобальный тренд – путешествия и изучение чужих культур: Lelièvre с Жаном-Полем Готье выпускают коллекцию с говорящим названием Voyage Voyage, Cole&Son с Мартином Лоуренсом-Буллардом в коллаборацион- ной коллекции обоев сталкивают Запад с Востоком, а Pierre Frey интерпретируют индейскую культуру в Grand Canyon.

Как же на таких событиях представлена Россия? Ранее наши архитекторы и дизайнеры нередко производили фурор. И здесь можно говорить как о конкретных знаковых событиях, так и в целом о России как источнике вдохновения. Во втором случае это, прежде всего, отечественный театр, который заставляет иностранные бренды посвящать ему как отдельные линейки (Bolchoi у Pierre Frey), так и целые коллекции (Mariinsky у Cole&Son). Мир дизайна помнит и восхищается колористикой Бакста и декорациями «Русских сезонов» Дягилева (повлиявшими в том числе и на Дарре). Отсылки к Баксту можно обнаружить в костюмах Gucci и Valentino, а к открытию в ГМИИ выставки, посвященной 150-летию декоратора, Antonio Marras выпустили специальную капсульную коллекцию. С большим пиететом о двух гениях отзывается в интервью Eclectic.Cloud нынешний руководитель дома Pierre Frey Патрик Фрей. Сейчас влияние «Русских сезонов» уже не столь читаемо, но связано это не столько со временем, сколько с тем, как сильно оно вплелось в общемировую культуру, а потому отсылки к нему стали таким же общим местом, как и отсылки к Баухаус. Другим, безусловно, важным источником вдохновения остается отечественный авангард в лице Татлина, Родченко и советского агитационного плаката, без которых не обходится ни один крупнейший мировой музей. И здесь тоже прямая связь с нашими мероприятиями. Например, павильон Мельникова, представленный на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, по мнению Ле Карбюзье, был единственным достойным внимания. Популярность павильона была настолько большой, что после открытия его первым делом посетил президент Франции Гастон Думерг, а французские рабочие чуть не устроили стихийный митинг, приветствуя посла СССР во Франции возгласами «Да здравствуют Советы!» и пением «Интернационала».

Сейчас мы видим русский ренессанс на крупных выставках. Россия выступает не только в качестве источника вдохновения, но и в лице своих представителей. На последнем Maison&Objet компания Preciosa представила коллекцию светильников Siren, разработанных дизайнером Димой Логиновым. Хотелось бы, чтобы Россия на столь крупных мероприятиях ассоциировалась не со скандалами, как с Ульяной Сергеенко на Неделе моды, а с успехами, как у Мельникова. Я верю в светлое будущее. 

Текст: Денис Козюкин, cовладелец салона Eclectic Studio
Иллюстрация: Любовь Панина 

Читайте также

Подборка Human

Перформанс «Инъекция» в центре «Пионер»

Перформанс — это современный способ иллюстрировать творчество личными…

Город / 14.12.2018
Жизнь без пробок. Москвичи разработали новую транспортную схему для Саратова

Бесконечные саратовские пробки остаются больной темой уже не…

Город / 12.12.2018
Новогодняя программа Саратова: куда идти и на что смотреть

В Саратов приходит новогодняя сказка. Традиционную елку, украшенную…

Еда / 11.12.2018
Кофейные, коктейльные и мидийные: гид по гастроткрытиям ноября

Пока мы рассказывали о ресторанных закрытиях, в городе…