Инвестор или вторая половина?

Мы все живем в иллюзиях: частный случай превращаем в мифы, создаем правила, которых нет, и главное – во все это свято верим. Придуманная реальность имеет место в личной жизни, в семье и, как ни странно, даже в мире бизнеса. Например, самая богатая фактура для бизнес-мифологии – поиск инвестора. Тут вам и сиквел в жанре хоррор, и ванильная короткометражка, и, конечно же, фэнтези. Поскольку тема инвестиций сейчас особенно актуальна, предлагаю разобраться в этом диком попурри и развенчать основные иллюзии.

Инвесторов мало и на всех не хватает

Полная чушь. Не только мой опыт, но и официальная статистика говорит о том, что потенциальных инвесторов в разы больше, чем толковых проектов. Здесь нужно сказать спасибо нашей чудной банковской системе: смешные проценты по банковским вкладам выглядят убедительно только на фоне нарисованной инфляции. Знакомые с арифметикой люди легко прикидывают в уме всю «заманчивость» банковских предложений.

Таким образом, получается, что чуть больше 19 трлн. рублей на банковских депозитах физических лиц (по данным ЦБ РФ на 1 сентября 2017 года) – это потенциальные инвестиции в реальный бизнес. Понятно, что не каждый готов на повышение рисков, становясь инвестором. Однако, даже десятой части от этой суммы хватит, чтобы сильно поменять нашу экономику.

Тест на адекватность

А что же со спросом? По мнению экспертов, малое и среднее предпринимательство в нашей стране нуждается в инвестициях на общую сумму 30 трлн. рублей, из которых покрывается мерами государственной поддержки только порядка 8 трлн. рублей. Частные инвестиционные фонды (по разным оценкам от 350 до 400 штук) финансируют всего около 250 проектов в год. Даже если добавить сюда банковские кредиты малому и среднему бизнесу, налицо огромный разрыв между потребностью и возможностями государственных и институциональных инвесторов. Именно поэтому так много предпринимателей смотрят в сторону прямых инвестиций.

Самое первое испытание, с которым сталкивается претендент на инвестиции – тест на адекватность. Логично ожидать, что каждый, кто ищет финансового партнерства, должен знать ответы на четыре главных вопроса: даешь ли долю в бизнесе, гарантируешь ли процент от прибыли, вернешь ли инвестированную сумму с процентами и вкладываешь ли собственные средства в проект?

В реальности инвесторы жалуются, что каждый второй стартапер впервые задумывается над этими вопросами, только когда оказывается непосредственно перед инвестором. Большинство из них так высоко ценят свою идею, что не готовы делиться перспективами «прорывного» проекта на бумаге даже ради реального старта бизнеса. Это главное препятствие для дальнейшего диалога. 

А ты написал бизнес-план?

На своих семинарах по бизнес-планированию я всегда призываю предпринимателей писать бизнес-план как личную историю. Многие из них так глубоко погружены в операционную деятельность, что просто не могут взглянуть на свой бизнес со стороны. А ведь для инвестора ваш проект один из многих: инструмент для заработка, обезличенная компания. Если ваша сыроварня такая же как та, чей бизнес-план лежал у него на столе на прошлой неделе, почему он должен поверить именно в вас? 

Я уверена, что даже финансовый план можно написать как историю, если добавить комментарии и анализ сухих бухгалтерских выкладок. Использование новых подходов к описанию стандартных частей бизнес-плана меня всегда подкупает. Ну, казалось бы, что нового можно придумать в составлении плана производства? А вы пробовали использовать такие инструменты описания бизнес-процессов (в том числе и производственных), как SIPOC или MIFA? Они всегда смотрятся выигрышно: наглядные и доступные процессы в графическом представлении. Инвестору лучше досконально понимать смысловую часть бизнеса, в который он собирается инвестировать. И вы можете ему в этом помочь. 

Сколько вешать в граммах?

Пришло время для фактов. Для проектов малой капитализации инвестор, в первую очередь, обратит внимание на срок окупаемости, доходность, рентабельность продаж и уровень безубыточности. Но откуда берутся эти магические четыре числа? Конечно из вашего прогноза рынка, ваших продаж, затрат, выручки и т.д.

Опытный инвестор всегда почувствует необоснованный оптимизм в том, что касается его финансовых интересов. Если ваш локальный рынок мал – освоение соседних регионов вам в помощь. Это правдоподобнее, чем нереальный план продаж на перенасыщенном бургерными и барбершопами местном рынке.

Слово о рисках. Ограничусь одним советом: составьте карту рисков! Не SWOT-анализ, не сочинение на тему «Как прекрасен мой бизнес без рисков». Просто потратьте немного времени и сделайте приличную карту рисков, лучше две: по критерию влияния на бюджет и влиянию на сроки отдельно. Ну а высший пилотаж – 3D карта. Ваш будущий инвестор скажет вам спасибо за то, что вы помогли ему принять правильное решение. А заодно и сами узнаете много нового про свой бизнес.

Happy end или to be continued

И снова об иллюзиях. Создавая семью, особенно в молодом возрасте, мы в России часто не задумываемся о последствиях неблагоприятного исхода наших чувств. Именно поэтому мы не заключаем брачные контракты так часто, как это делают западные люди. У меня его тоже нет, кстати. Однако статистика говорит, что более 50% браков заканчиваются разводом. Не 10, не 20, а 50!

Очень часто поиск инвестора сравнивают с поиском второй половины, а подписание инвестиционного соглашения – с заключением брака. Вот тут и начинаются проблемы. В инвестиционных отношениях, так же как и в брачных, необходимо наличие общих ценностей и планов хотя бы на ближайший период жизни в 3-5 лет. Было бы также не плохо, если бы все это стало частью соглашения, а не отдавалось на откуп домыслов с обеих сторон.

Список общих черт брака и инвестирования в бизнес можно продолжать, но как бы вы не относились к институту обоих, рано или поздно вы можете стать заложником и первого, и второго. Переход в Новый год – отличный повод переосмыслить свои права и обязанности и в браке, и в бизнесе в интересах вашей семьи и вашего финансового состояния. И здесь совсем не обязательно выбирать что-то одно. 

Если вы инвестор

Вопреки стереотипам инвестор довольно часто ошибается. Поведенческие финансы – отрасль науки, которая занимается исследованием особенностей принятия финансовых решений в реальных условиях. В частности, Дэниэл Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky), разработали целую теорию, описывающую естественный (иррациональный) процесс принятия финансовых решений человеком, – теорию перспектив (Prospect Theory). Здесь представлены лишь несколько типичных когнитивных ошибок, которые совершают инвесторы.

Ошибка подтверждения. Если вы испытываете внутреннюю неприязнь или предубеждение относительно какого-либо бизнеса или отрасли (может, человека), то вы подсознательно будете искать причины, чтобы не инвестировать в этот проект. Наш мозг устроен так, чтобы искать подтверждение уже принятому на подсознательном (нерегистрируемом) уровне решению. Нейробиологи говорят в таких случаях, что наш мозг принимает решение, а человек его вербализирует и потом оправдывает.

Избегание потерь. Даже путем еще больших потерь. Часто инвестор оказывается в ситуации, когда проект, в который он инвестировал деньги, терпит финансовые неудачи. Вместо того чтобы зафиксировать свои потери, которые могут быть на тот момент еще несущественными, он вкладывает ещё больше денег в то, чтобы исправить ситуацию. Этот феномен еще называют «ошибка игрока», когда проигравшийся в казино, пытаясь отыграться, попадает в огромную долговую яму.

Избегание риска/стремление к риску. Это две стороны одной медали. Когда инвестор (или игрок) находится в позиции выигрыша от своих инвестиций (ставок), то он склонен к избеганию риска. Но стоит ему попасть в полосу неудач, как его тактика сменяется на более агрессивную и он начинает выбирать более рискованные варианты поведения. Учитывая, что в этот момент он в большей степени находится под действием эмоций, финансовый результат, как правило, бывает плачевным.

Многих крупных бизнесменов называют счастливчиками и считают, что они-то уж точно не допускают ошибок. Но в наше время, как никогда, эти ошибки катастрофичны именно для опытных игроков: перед глазами Полонский, Евтушенков, Тиньков … И каждая новая ошибка как точка бифуркации для профессионального инвестора — он либо ломается и прогорает безвозвратно (потеря бизнеса, здоровья, тюрьма), либо извлекает опыт, который формирует его предпринимательскую интуицию. Выбор есть всегда.

Текст: Нина Гришина
PhD, кандидат экономических наук, доцент, ученый-исследователь в области психологии бизнеса, эксперт в сфере бизнес-образования 

Читайте также

Подборка Human

Воркшоп «Create you project» от Veter magazine

Наши коллеги Veter magazine отмечают пять лет со дня…

Кожа, в которой я живу

Когда Татьяна Кожокару купила квартиру на набережной в…

Единая концепция формирования городского пространства от SNOU project

Архитектурное бюро SNOU предложило единую концепцию формирования городского…

Еда / 23.04.2018
Есть что поесть: сезонные предложения саратовских заведений

Весна наконец-то пришла в город, а вместе с ней…

Очередной велопарад пройдет в Саратове 27 мая

Опытные велосипедисты знают, что велопробег, даже городской –…

«Библионочь» в Саратове

В Саратове стартует всероссийский фестиваль в поддержку чтения…